воскресенье, 11 сентября 2011 г.

Полное интервью с Лесем Подеревянским: Украина делится на Совок и неСовок

Отец постмодернизма и настоящего андеграунда Независимой Украины, художник, писатель, Лесь Подеревянский дал интервью на тему социально-политической ситуации в Украине. Лесь по-честному сказал то, о чем думает, видимо, вся интеллигенция страны и назвал вещи своими именами. Забавно, что в его риторике часто всплывали термины "Совок" и "неСовок", как позиционирующие украинского индивидуума понятия, что перекликается с миром одноименного мульта "Совок и Лаврентий".

Вы не грустите за романтическим периодом конца 1980-х – начала 1990-х?

– Конечно, нет – тогда же еще был совок. Я очень обрадовался, когда совку настал пиздец и закончились советская власть и коммунизм, потому что разница стала огромная. Сейчас мне значительно комфортнее. Рецидивы совка есть и теперь, но жить в концлагере и за его пределами – совсем разные вещи. Хотя интересно и в концлагере также.

На быстрые изменения надеяться не следует. Но уже сейчас, думаю, Украина на самом деле делится не на Восток и Запад, а на совок и несовок.

К какой группе отнесете нашу власть?

– Все это как раз и есть совок. Жлобы, которые на самом деле ничего не умеют, и задача которых – не допустить к власти того, кто умеет. Потому что главный враг для нынешней власти – профессионал. Только при условии отсутствия профессионализма они могут как-то существовать. На самом же деле проблемы, еще более сложные, чем наши, можно довольно быстро решить. Пример Грузии это показывает. Еще несколько лет тому назад люди там вырубали платаны на проспекте Руставели в Тбилиси, чтобы натопить дом – я сам все это видел. Надо только воля и ум. То, что называют здравым умом – более ничего. У нашей власти его не было никогда. Я, по крайней мере, не замечал.

Имея власть, чтобы вы изменили в стране?

– То же, что Михо Саакашвили. Прежде всего, надо уничтожить системные составляющие коррупции. Например, сейчас, чтобы открыть какой-либо ресторан, надо куча бумажек. Санитарная, пожарная инспекции – все хотят денег. Ага, раз так – надо уничтожить пожарную инспекцию. И в Грузии ее нет. Санэпидстанция – то же самое. Потому что, какому идиоту надо, чтобы сгорело его заведение или чтобы по нему бегали тараканы? Количество ментов надо сократить раза в три-четыре, ГАИ уничтожить. Вот такие простые вещи.

Вообще же в Украине делать особенно ничего и не надо – отпустите вожжи, и люди сами дадут себе совет. Каждый на своем уровне: Григорий выращивает свиней – он это и будет делать, потому что знает, как и делает это очень хорошо. Он сам заботится о своем хозяйстве и будет от этого жить. Второй будет делать что-то другое, и на своем уровне будет обеспечивать себя, а затем и государство. Хотя, я не думаю, что оно очень нужно в этой ситуации.

Почему?

– Назовите мне хоть одну причину, ради которой существует это государство. В теории – оно защищает меня ментами, его учителя учат моих детей, и медицина меня обслуживает. Но это же всё не работает! Менты, вместо того, чтобы меня охранять, меня же пиздят, и, когда я еду, штрафуют не за что. Учителя учат плохо – лучше самому нанять кого-то. Армия хреновая.

Государство, по крайней мере, как-то координирует действия общества на внешнем уровне.

– Потому что иначе от нас оттяпает кусок Россия, а кусок еще кто-то? Если она оттяпает – значит, мы того достойные, вот и все. Она и так оттяпает. И уже оттяпала.

Такое государство, как сейчас, не нужно никому. Оно не способно ни накормить, ни вылечить, ни защитить.

В 2010-ом украинцы делали выбор между Тимошенко и Януковичем, которые не предлагали ничего принципиально нового. Как и другие политики.

– Ну, да, да. К сожалению. Посмотрим. Я не сказал бы, что это – страна сплошных дебилов, и что здесь никого нет. Например, в том, чем я занимаюсь, есть – и много. Художники здесь одни из лучших. А если художники неплохие, то почему все другие худшие?

Это абсолютно непредсказуемая страна, не надо на ней ставить крест. Вот в России можно точно знать, что будет. Потому что для них главное, чтобы наверху кто-то был. А нам – и в этом наше принципиальное национальное отличие – главное, чтобы никого там не было. Украина всегда была децентрализована, мы никогда не имели какой-то сильной руки, батюшки-царя. Союз подгадил, конечно. Но сознание украинца и сейчас абсолютно буржуазное. Он единоличник, заботится о своих делах, и терпит, терпит, терпит – аж пока курица соседа не прибежит на его огород. Тогда он берет вилы и выясняет отношения.

Мы просыпаемся только тогда, когда посягают на нашу частную собственность. Если шевельнуть историю, увидим: казацкая война 1648-го началась из того, что один мелкий шляхтич сжег хутор другого мелкого шляхтича. И закрутилась такая пурга, что 10 лет воевали.

Какая модель государства нам подходит?

– Махновщина у украинцев в крови. И это самое то, что нам надо. Никого над тобой нет, никто тебе ничего не указывает, у тебя груда оружия – и ты можешь дать совет себе и общине. Возникает чувство ответственности. Тем более, всегда существует угроза, что какая-то банда прибежит и все заберет. Люди тогда начинают сознательно сплачиваться. Потому что надежды на власть никакой – власти нет.

То, о чем говорите, напоминает начало заселения Дикого Запада. Когда каждый мог брать незанятую землю и стрелять, защищая ее.

– Да, там каждый имел по два револьвера, и они не ждали, пока к ним приедет чиновник из Вашингтона, лишь бы что-то позволить. Но – и это очень важно – они выбирали себе судью, шерифа и писали законы. Эти законы имели силу. И кто первый доставал револьвер – имел шансы сам быть застреленным. В Техасе, в Калифорнии сами решали, как им жить. В этом отличие Америки – она снизу строилась.

Махновщина действовала в сельских условиях – в современном урбанизованном обществе она может оказаться нежизнеспособной.

– В цивилизованных странах локальные сообщества и в городах делают все сами. Не зависят от центральной власти практически никак, сами себя регулируют и контролируют.

Этим сообществам все равно нужны лидеры. Какого типа лидеры надо здесь?

– Такие, как Михо. Это просто фантастика, что чувак сделал за несколько лет. Грузины страшные разгильдяи – еще большие, чем мы. И чрезвычайно горячие: у нас мужчина еще будет чухать затылок, а грузин уже побежит куда-то с палкой в руке. Но если это там удалось, то у нас точно выйдет.

У Саакашвили была команда, где-то из полусотни единомышленников.

– Да, Наполеон без маршалов ничего не сделает. Надо быть хорошим кадровиком. Кстати, это самый большой недостаток Ющенко – он плохой кадровик. Потому что если собрать правильных людей и смазать это колесо, оно само заработает.

Не похоже, чтобы Украина приближалась к Грузии. Может, лучше оставить это все? Ваш коллега, киевский художник Александр Агафонов в 64 года так разочаровался, что выехал из Украины в Бельгию. Как относитесь к подобным решениям?

– Надо было раньше это делать. Линять отсюда, когда был Союз. Вообще, чем раньше ты слиняешь, тем более шансов. Сейчас, во-первых, уже 20 лет как нет того совка и не от чего убегать. А во-вторых, после 50 менять страну обитания стратегически неверно. И зачем? Поехать же сейчас можно куда угодно. Вначале 1990-х почему многие люди бежали? Был забор, был железный занавес и всем хотелось увидеть, что с той стороны. Никто не догадывался, что там нет халявних пряников. Сейчас можно поехать куда угодно и проверить себя в любой стране.

В современном мире местожительство не имеет никакого значения. Человек живет там, где у него есть работа.

Что нам мешает, чтобы воплотить самоорганизацию на местном уровне?

– Эволюционный путь при наличии центральной власти, которая у всех все забирает – невозможен. Хотя… Может, когда-то это все людям просто надоест.

Придется долго ждать.

– Никто не знает. Вы думали, что будет Майдан – такой, каким он был в 2004-ом? Таким его очень немного людей предвидели. Вот ощущение было, а точно никто не мог сказать. Я сам тогда у издателя Петра Мацкевича выиграл бутылку коньяка. Он говорил: «Да ничего не будет, никогда не будет». Я говорил, что выйдут тысяч 300–400. Я ошибся, вышло больше.

А сейчас есть подобные ощущения?

– Очевидно, что люди при власти абсолютно не отвечают времени ни по коэффициенту интеллекта, ни по чему-то другому. Они, как говорил Паниковский (герой романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок «), – «люди ранешнего времени «. Так что я уверен.

Добровольно власть они едва ли отдадут.

– Власть – это такая интересная штука. Она появляется, а потом раз – и ускользает из пальцев. Ее не могли удержать и не такие фраера, как Янукович, а и люди с большим IQ. Сейчас по всему шарику такое происходит. В цивилизованных странах это ротация на выборах, а в нецивилизованных – немного другим способом.

Нам зачисляют как достижения то, что за 20 лет в стране не было значительных стычек.

– На самом деле это не достижение, это их отсутствие. Можно тешить себя: ага, вот никогда не было войны. Зато 20 лет топчемся на месте. Независимость за эти 20 лет не дала ничего. Разве что закончился коммунизм – но собственно Украина здесь ни при чем.

Если бы события 2004-го были кровавыми, было бы лучше?

– Была бы большая ответственность в тех, кто пришел к власти. Я не думаю, что когда есть кровь, это хорошо. Но изменений тогда больше.

5 комментариев:

  1. Цікаво-цікаво!!! Невже сам брав?

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо.Лесь местами жжет.

    ОтветитьУдалить
  3. "Прежде всего, надо уничтожить системные составляющие коррупции. Например, сейчас, чтобы открыть какой-либо ресторан, надо куча бумажек. Санитарная, пожарная инспекции – все хотят денег. Ага, раз так – надо уничтожить пожарную инспекцию. И в Грузии ее нет. Санэпидстанция – то же самое. Потому что, какому идиоту надо, чтобы сгорело его заведение или чтобы по нему бегали тараканы? Количество ментов надо сократить раза в три-четыре, ГАИ уничтожить".

    Выводы: ай-кью укрозавров крайне высоко. Но - в отрицательную сторону.

    ОтветитьУдалить
  4. Хочешь быть счастливым - будь! Не хочешь, чтоб тебя имели - не давай!

    ОтветитьУдалить

Самые популярные укреалии